К истории водяной мельницы Дагестана

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

2019 01 10 164652

Академик Н.И. Вавилов относил Дагестан к числу важнейших и древнейших очагов окультуривания злаков, а горный Дагестан считал еще и одним из мировых центров террасного земледелия. Это дает основание полагать, что довольно рано в Дагестане появились земледельческие орудия по обработке хлебных злаков. Зерно в течение длительного времени размалывали зернотерками. Каменные зернотерки были известны с эпохи неолита. Ручные мельницы, по мнению Б.А. Калоева, на территории Северного Кавказа известны с эпох неолита и бронзы. Появление ручной мукомольной мельницы у дагестанских горцев уходит в глубокое прошлое. Ручные мельницы состояли из двух массивных плит, нижняя из которых была неподвижной.

Дальнейшим усовершенствованием процесса обработки зерна явилось применение водяных толкачей, установки которых Н.И. Вавилов и Д.Д. Букинич наблюдали в Кафиристане. Затем появились жернова, которые очень скоро приобрели современное оформление. Вращающаяся ручная мельница в Палестине и Сирии, как считают исследователи, была распространена еще в начале II тысячелетия до н.э., а в Урарту – в начале I тысячелетия до н.э. Требовалась большая физическая сила, чтобы вручную вращать этот жернов. Крутили жернова рабы, причем это была одна из самых тяжелых разновидностей рабского труда. Одним из древнейших изобретений Востока, относящегося к началу I тысячелетия до н.э., было вертикально поставленное водоподъемное колесо. Вначале оно служило только для орошения и приводилось в движение человеком, переступавшим по его лопастям.

Значительным событием в истории народов было изобретение водяной мельницы, появление которой, следует полагать, первоначально было связано со строительством ирригационных сооружений, получивших наибольшее распространение в древнем Урарту.

В I в. до н.э. в Средиземноморье использовались два типа водяных мельниц. Более простой – вертикальный тип упоминается в документах Восточного Средиземноморья, относящихся ко времени Митридата, царя Понта. Где этот тип мельницы возник впервые, неизвестно, но позднее он применялся в различных странах, начиная от Западной Европы и кончая Китаем. По имеющимся данным, водяная мельница была занесена в Рим из Малой Азии еще в конце I в. н.э.

Появление на территории Дагестана водяной мельницы в определенной степени связано с распространением ее в различных регионах Кавказа, Северного Причерноморья и т.д. Водяные мельницы проникли в Армению, правитель которого Тигран II, родственник Митридата, проводил политику эллинизации своего царства. Из Армении мельницы распространились по всему Закавказью.

В период Кавказской Албании дагестанское население использовало зернотерки и ручные мельницы. Ручная мельница, относящаяся к этой эпохе, обнаружена в различных частях Дагестана. В албанскую эпоху использовали и водяные мельницы. В Дагестане помимо зернотерок найдены ручные жернова, позволяющие значительно повысить производительность труда. В первых веках н.э. в Дагестане повсеместно были распространены ручные мельницы, которые явились важным показателем развития земледелия. Имеются также сведения о строительстве в Дагестане водяных мельниц. Согласно легенде о семи братьях и сестре, мельница была известна в Табасаране в эпоху гуннов. О существовании мельниц в Дербенте сообщают и местные источники, а также некоторые исследователи.

О водяных мельницах Дербента писали в своих сочинениях А.-К.А. Бакиханов и Г.-Э. Алкадари.

Существование водяных мельниц в Дербенте дает основание полагать, что уже в раннем средневековье они были известны и в дагестанских аулах. Водяные мельницы дагестанских народов были общекавказского типа с горизонтально расположенным турбинным колесом. Мельницы с горизонтальной турбиной являются древними.

Территория расселения дагестанских горцев богата водопадами и бурными речками, что позволяло без особого труда подобрать место для сооружения невысокой плотины. Водяная мельница в дагестанском ауле строилась на небольшой площадке, выровненной в склоне горы. Помещение мельницы возводилось в основном мужчинами. Мельница имела два этажа. В нижнем из них помещалось водяное колесо, а во втором находился мельничный постав. Нижний этаж мельницы зачастую был просто ямой, выкопанной в склоне горы. Это помещение всегда оставалось открытым. Второй этаж мельницы строился из местного камня. В углах мельницы вбивались столбы, связанные между собой вверху поперечными балками, на которых ставилась крыша. Пол в мельницах был земляным. В помещение мельницы вела одностворчатая дверь. Входили в нее или со стороны откоса горы, или же по приставной лестнице.

Мельница ставилась в стороне от русла реки или ручья. К ней вода подводилась канавой. Создавались запруды нескольких вариантов. Мельничная запруда в своем начале называлась головой канавы и имела деревянный щиток, которыми регулировалась сила струи воды, бившей из желоба на лопасти мельничного колеса (турбины). Сбоку мельничной канавы делался водослив со щитком у его начала. Мельничный желоб изготовлялся из ствола дуба или же граба.

Водяное колесо мельницы (турбина) состояло из трех частей: оси или веретена колеса, барабана и лопастей, или лопаток. Для их изготовления использовались различные породы дерева. Рабочей частью мельничного постава были жернова, от качества материала и мастерства их изготовления зависело качество муки. Жернова, обращенные друг к другу своими мелющими поверхностями у края окружности, примыкали друг к другу вплотную. Ближе к центру они расходились, образуя внутри зазор.

Размалывание зерна, попадающего в зазор жернова, происходило за счет его разрыва и разреза, а не раздавливания, в результате чего мука при помоле получалась лучшего качества, чем в зернотерке или толчее. Для того чтобы облегчить передвижение крупки зерна от зазора к краям жерновов, на их мелющих поверхностях делались насечки в виде бороздок. У лежняка эти бороздки шли с наклоном в сторону движения бегуна, а у последнего в обратном направлении.

Жернова, лежавшие на обрубе, были окружены деревянным ларем-кожухом или обочьем. В этом ларе собиралась вся мука, выходившая из жерновов. Ларь устанавливался на расстоянии 8–10 см от края жерновов. Совок иногда называли черпаком. Вместо совка употребляли и вырезанную из бука широкую и неглубокую миску.
Мельницу останавливали опусканием щитка в мельничной запруде, чтобы прекратить доступ воды к мельничному колесу. Зимой мельница не работала, т.к. вода в мельничной запруде замораживалась.

Закончив помол, останавливали мельничное колесо, убирали мельницу, закрывали дверь на засов и уходили домой, неся свою муку.

История дагестанской мельницы связана с традициями кавказских горцев. Связи с соседними народами, беспрерывные передвижения мужчин в поездках по дорогам гор и равнин, служба в наемных войсках различных государств, – все это объединяло и скрепляло связи дагестанских горцев с другими народами, и способствовало ознакомлению с достижениями в области техники, в том числе и с устройством водяной мельницы.

Терминология механических частей дагестанской мельницы в большинстве имеет общекавказское происхождение.

Сведения о мельницах Дагестана содержатся в сочинениях путешественников, в архивных материалах. «Мельниц мучных тамошними жителями, – пишет Д.И. Тихонов, – сделано в довольном количестве. Стоят на каналах, проведенных из текущих речек близ самых гор. Желобы деревянные, по каскаду вода сильное течение имеет. В сутки муку получают 2 четверти с небольшим: молоть же более не в состоянии по причине малости сих камней. Берут сии каменья лучшие на речке Большом Буаме при деревнях Карагурайш и Катьтечено».

По данным П.Г. Буткова, в Дагестане «на родниках построены многие мельницы, которых расположение весьма много отличается от наших». Число мельниц в том или ином населенном пункте зависело от наличия водных источников.

Водяные и ручные мельницы сохранились в быту дагестанских горцев вплоть до наших дней. Наибольшее распространение в горных зонах Дагестана по-прежнему имели водяные мельницы. Ручные мельницы больше всего встречались в равнинных аулах.
Значительную роль мельницы в дагестанском обществе еще в древности подтверждают лингвистические материалы. Во всех дагестанских языках название мельницы имеет единую основу и вместе с другими терминами, связанными с мельницей, восходят к общедагестанскомупраязыку существовавшему в IV–III тыс. до н.э.

Водяная мельница глубоко вошла в быт народов Дагестана. О роли и значении мельницы в хозяйственной жизни дагестанских горцев свидетельствуют различные фольклорные жанры. В свою очередь предания и легенды также указывают на то, что появление водяных мельниц в Дагестане относится к глубокой древности. Мельница известна и в дагестанской мифологии.В предании «Крепость семи братьев», записанном лингвистом П.К. Усларом в 1872 г. со слов уроженца с.Ханаг муллы Салима, упоминается мельница, завещанная обществу Дюбек (Услар П.К.). В дагестанских сказках «Мулла и мельник», «Щедрый и жадный», «Сыновья мельника и аждаха», в жанрах лакского фольклора «Что происходит на мельнице», «Для мельницы и вода нужна», «Как остановить мельницу» и др. подчеркивается значение мельницы, труда мельника. Об этом свидетельствуют также загадки: «Ест, ест, не наедается, – кружится, кружится, не останавливается. Что это такое?», «Двое братьев дерутся, двоюродный брат колотит их (не деритесь!), а троюродные братья между попадают и погибают от них. Что это такое?», «Пудры не надо применять, сам воздух напудрит тебя за час. Что это такое?».

При освещении темы о мельнице большой интерес представляют пословицы: «Изъяна мельниц никогда никто не замечает, хоть есть изъян, его вода от наших глаз скрывает» (ав.), «Ослу что на мельницу, что с мельницы – все же поклажа есть» (лак.), «На мельнице плохой хорошая мучица, и у плохих порой хороший сын родится» (лак.), «Волею судеб, как мельница, жизнь вращается, как черствый хлеб, волею судеб жизнь ломается» (дарг), «Мало работы – мельницу заводи, мало заботы – овец разводи» (таб.), «Всяк о своей беде – а мельник о воде» (даг.), «Хлеб мельника из воды» (лезг.), «У мельника – хлеб, у охотника – мясо» (ав.).

Труд мельника сравнивается со сложной работой кузнеца. «Не всякий, выпачкавшийся мукой, – мельник» – гласит народная пословица.

Таким образом, в Дагестане водяная мельница появилась в глубокой древности, о чем свидетельствуют данные источников, археологические, этнографические, лингвистические, фольклорные материалы, сведения из сочинений местных авторов. В дагестанских аулах она использовалась в течение ряда веков, и в некоторых из них она сохранилась до наших дней, хотя ее вытеснила современная техника.

Комментарии: